Эфир 2. Впитывающий разум, энергия развития
Энергия развития ребенка, как она работает. Свобода — движущая сила познания мира.
Разница свобод у взрослого и ребенка. Впитывающий разум основа развития.
Сегодняшний материал содержит в основе философские постулаты Марии Монтессори, которые могут быть непривычными для современного человека с точки зрения терминологии и может быть даже покажутся немного эзотерическими.

Просим вас не пугаться, в эфире мы подробно на примерах объясняем работу этих конструкций, а в конспекте изложена краткая суть терминов.

Энергия развития - неотъемлемое свойство живого, так считала Мария Монтессори. Потребность в росте, передаче своих генов другим поколениям, повышение адаптационных качеств - эти биологические процессы часто находят отражение в ее трудах разного времени с фокусом на развитие психических процессов человека.

Ребенок рождается с неосознанным желанием познать мир, никто не говорит ему, какой язык ему стоит выучить, с какого бока - левого или правого начинать перевороты, что важнее - научиться двигать ногами или хватать предметы руками его действия подчинены основному и самому важному закону - найти способ стать самостоятельным, отдельным в этом мире.

Согласно взглядам Марии Монтессори до 6-7 лет человек находится под сильным влиянием трех видов энергии:

Хорме
Энергия жизни. Голос внутреннего учителя, дающий возможность действовать, менять пространство вокруг себя и осваивать тело, язык, психические процессы.
Для развития хорме очень важна окружающая среда. Если нет возможностей для реализации этой энергии, будет возникать больше сложностей, конфликтов, девиантного поведения.

Простой пример - ребенку необходимо двигаться (это необходимость продиктована "голосом хорме"), если мы создаем условия для этого, то развитие идет спокойно, если постоянно ограничиваем - получаем протест.


Мнемэ
Самое близкое понятие - коллективное бессознательное, К.Юнга. Это совокупность общественной, исторической, культурной памяти, которая связывает нового человека с его временем, местом, культурой.

Мнемэ помогает ребенку стать членом его социальной группы, управляет желанием быть быть членом принятым, одобренным, значимым.

Например, когда ребенок начинает вести себя "совсем как его мама в детстве", по словам родственников, - скорее всего это случайное попадание в контекст, но его одобрение другими позволяет ребенку закрепить положительный (или отрицательный) образ такого поведения.


Небула
Это энергии "туманностей"развития, их часто называют задатками.
Язык, одобряемое поведение, особенности восприятия мира - качества, которые наследует каждый ребенок, но не как готовый набор характеристик, а как способность к воспроизведению программы в нужный момент времени.
Ребенок точно усвоит язык - какой? - это будет зависеть от среды.
Также и с другими областями знаний - математикой, биологией, химией, психологией - среда определяет становление знаний, исходя из ресурса небулы.

Эти три энергии развития максимально сильны в возрасте до 3-х лет, может быть поэтому есть устойчивые выражения о том, что воспитывать надо "пока поперек лавки лежит" или "после 3-х уже поздно".

Основная их функция - помощь в становлении отдельного, самостоятельного, уникального индивида.
При этом он отражает весь комплекс норм, установок, правил общества, времени и культуры.

Впитывающий разум.
Человеческий детеныш рождается уязвимым, слабым, зависимым - это условная плата за прямохождение, большой мозг, язык и культуру.

До 3-х лет идет период развития так называемого "духовного эмбриона", когда за счет сильной связи со взрослым ребенок осваивает пространство вокруг себя, формирует образ тела, начинает говорить, осознает свои эмоции и чувства.
С 3 до 6 лет идет этап уточнения полученной информации, подготовка к переходу к аналитическому мышлению.
До 6 лет мозг ребенка мало критичен, он впитывает окружающий мир без оценки, анализа и усилия - это естественный процесс, как получение фотоснимка.

Кадр за кадром складывается альбом происходящего, образы значимых взрослых, реакции и модели поведения, особенности культуры.

От 0 до 6 лет - пик восприятия информации, накопления знаний и опыта, которые остается с человеком на всю жизнь. Это фундамент, на котором строится здание каждой личности.
Яркий пример - освоение речи, языка. Именно в этот период человек очень легко осваивает столь сложные конструкции как язык. В более позднем возрасте освоение языка требует бОльших усилий и времени.

Сформированные к 6 годам характеристики личности станут основой, фундаментом для жизни человека.
Этот фундамент можно будет укреплять, реставрировать, но принципиально изменить - достаточно сложно. При этом, стоит отметить, что процессы становления имеют созидательный, сохраняющий характер, направленный на защиту и развитие индивида.


Презентацию лекции можно скачать тут


С нами вместе
Рады тому, что наш проект поддерживают друзья из разных сфер.
Они приготовили подарки для участников, зная, что это будет полезным и приятным дополнением к знаниям.