Эфир 5. Свобода и дисциплина
Послушание и дисциплина, в чем разница. Свобода без границ или границы для свободы.
Ответственность взрослого в установлении и поддержании границ. Соразмерность свободы.
Умение свободно выбирать важный навык для счастливой жизни.
К свободе мы стремимся всю свою жизнь.

Свобода иметь свои взгляды, принимать свои решения, свобода выражать себя, удовлетворять свои потребности разного уровня: физиологические, психологические, эмоциональные, социальные, духовные. Отправная точка идеи свободы – свобода выбора.

Ребёнок, как индивидуум обладает двумя планами: внутренним и внешним.

Внутренний – ядро личности, центр – место, где рождается всё, откуда исходит действие.

Сознание, мышление, воля, желания, потребности, чувства составляют ядро личности. Сюда нет прямого доступа никому, включая родителей. Никто не в силах заставить расти и развиваться.

Внешний – та часть личности ребёнка, которая вступает в контакт с внешним миром. Она включает эмоции, движения и внешние проявления его выбора.

Ребёнок растет, раскрывается, расширяется и создает себя как единое целое. Ощущения приходят извне, а из центра направляются соответствующие посылы во внешний мир.


У взрослого, родителя, появляется уникальная возможность: не вмешиваясь в дело природы, создавать условия, в которых сама природа будет действовать беспрепятственно. Взрослый может создать среду, соответствующую потребностям ребёнка, предоставить ему свободу проявлять спонтанную активность. Среда дома, среда класса – уникальные пространства, где взрослый может НАБЛЮДАТЬ за проявлениями внутренней жизни ребёнка, и косвенно влиять на его развитие.

Важно, чтобы в подготовленной среде был баланс между свободой и дисциплиной, разумными ограничениями. Очевидно, что ребёнок не может нести полноценную ответственность, так как пока не в силах предвидеть последствия своего выбора, планировать наперёд свои действия, для этого у него пока нет достаточного опыта.

Ребёнок овладевает свободой постепенно. Сегодня он справляется с выбором из трех пар штанишек, но завтра он может выбирать из большего количества вещей. Может выбирать, какой дорогой вы будете идти в детский сад и что вы будете делать после сада, когда с радостью встретитесь. С каждым днём выбор будет усложняться, там, где ребёнок понимает и принимает на себя ответственность за последствия своего выбора. Но он не выбирает - идти через дорогу за руку с мамой или самому.

Свободой обладает взрослый. Он постепенно передаёт часть свободы вместе с ответственностью ребёнку, по мере накопления ребёнком опыта и знаний, о том, как устроен мир.

Предоставив свободу в подготовленном пространстве, мы даём самое важное – возможность спонтанной активности, проявлению истинного интереса ребёнка. За интересом следует глубокая сконцентрированная работа, а за концентрацией проходит внутренняя дисциплина и истинное послушание - так Мария Монтессори описывала состояние ребенка, в котором он свободен в выборе и при этом следует правилам.

Внутренняя дисциплина – состояние, когда приятно и радостно делать по своему выбору то, что хорошо и должно. Понятие дисциплины здесь шире, чем послушание взрослому. Внутренняя дисциплина, самодисциплина – способность слышать свои потребности, голос «внутреннего учителя», способность сдерживать свои импульсы, самоконтроль. Человек, обладающий развитой самодисциплиной способен ставить цели и доводить начатое до конца, ему интересен процесс и радостен результат. Как родителю/педагогу почувствовать, что что-то идёт не так?

Наблюдать за ребёнком. Он всегда даёт нам обратную связь. Его поведение, проявляющийся интерес – то внешнее, что даёт нам представление о внутреннем состоянии и потребностях. Сразу стоит сказать, что «непослушных» детей нет. Есть обстоятельства, препятствия, которые вынуждают ребенка к разным формам поведения.

Подготовленная среда. Что важно учесть:
1. Безопасность.
2. Соразмерность.
3. Потребности ребёнка
  • потребность в движении
  • потребность в исследовании
  • потребность в спонтанной активности
  • потребность в независимости
  • потребность в порядке
4. Возможность самостоятельного контроля
5. Границы и правила


Свобода и дисциплина, свобода выбора и ответственность не возникают в ребёнке вдруг, в районе школьного возраста. Они растут вместе с ребёнком.

Пока ребёнок маленький наша возможность - быть рядом, счастливыми и расслабленными… на тот счёт, что мозг, личность, тело ребёнка развиваются по своей программе, заложенной природой, мало зависящей от наших усилий. Мы можем быть рядом и наблюдать проявления этой таинственной внутренней жизни в условиях, где ребёнок может быть сам собой, ошибаться, искать выходы из сложных ситуаций, но делать это САМ.

А вот над условиями нужно поработать:) Это в нашей компетенции… Подготовленное пространство – дома, класса – той лаборатории, где пока возможно делать свой маленький, но свободный выбор и учиться самому нести ответственность за его последствия.

Взрослый обладает в полной мере свободой и ответственностью и постепенно передаёт и то и другое в равной степени взрослеющему ребенку.

Взрослый создает пространство и границы, внутри которых безопасно и есть всё необходимое для удовлетворения важных жизненных потребностей ребенка.




Презентацию лекции можно скачать тут



С нами вместе
Рады тому, что наш проект поддерживают друзья из разных сфер.
Они приготовили подарки для участников, зная, что это будет полезным и приятным дополнением к знаниям.